Особенности устройства тормозной системы
Автомобиль Volkswagen Polo седан оборудован двумя независимыми тормозными системами: рабочей и стояночной. Первая, оснащенная гидравлическим приводом, обеспечивает торможение при движении автомобиля, вторая затормаживает автомобиль на стоянке. Рабочая система двухконтурная, с диагональным соединением тормозных механизмов передних и задних колес. Один контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой – левого переднего и правого заднего.
При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется второй контур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффективностью.
В гидравлический привод включен вакуумный усилитель. На автомобили в комплектациях Comfortline и Highline установлены антиблокировочная система (АBS) и, по заказу, входящая в нее система курсовой устойчивости (ESP).
Стояночная тормозная система с тросовым приводом на тормозные механизмы задних колес.
Рис. 1. Тормозной механизм переднего колеса:
1 – тормозной шланг; 2 – клапан выпуска воздуха; 3 – направляющие пальцы суппорта (находятся внутри защитных втулок); 4 – направляющая колодок; 5 – тормозные колодки (наружная не видна, так как закрыта суппортом); 6 – суппорт тормозного механизма; 7 – тормозной диск
Тормозной механизм переднего колеса дисковый, с автоматической регулировкой зазора между колодками 5 (рис. 1) и диском 7, с плавающей скобой. Подвижная (плавающая) скоба представляет собой суппорт 6 c однопоршневым рабочим цилиндром. Направляющая 4 колодок выполнена за одно целое с поворотным кулаком. Подвижная скоба прикреплена направляющими пальцами 3, ввернутыми в резьбовые отверстия направляющей колодок. Направляющие пальцы смазаны консистентной смазкой и защищены пластмассовыми втулками. В полости рабочего цилиндра установлен поршень с уплотнительным кольцом. За счет упругости этого кольца поддерживается оптимальный зазор между колодками и вентилируемым диском. При торможении поршень под давлением жидкости прижимает внутреннюю колодку к диску, под воздействием силы реакции суппорт перемещается на пальцах и наружная колодка тоже прижимается к диску, при этом силы прижатия колодок оказываются одинаковыми. При растормаживании поршень за счет упругости уплотнительного кольца отводится от колодки, в результате чего между колодками и диском образуется небольшой зазор.
Рис. 2. Главный тормозной цилиндр:
1 – главный тормозной цилиндр; 2 – пробка бачка главного тормозного цилиндра; 3 – бачок главного тормозного цилиндра; 4 – датчик уровня тормозной жидкости; 5 – вакуумный усилитель тормозов
Главный тормозной цилиндр 1 (рис. 2) типа «тандем» гидравлического привода тормозов состоит из двух отдельных камер, соединенных с независимыми гидравлическими контурами. Первая камера связана с правым передним и левым задним тормозными механизмами, вторая – с левым передним и правым задним.
На главный цилиндр через резиновые соединительные втулки установлен бачок 3, горловина которого закрыта пробкой 2, а внутренняя полость разделена перегородками на два отсека. Каждый отсек питает одну из камер главного тормозного цилиндра.
При нажатии на педаль тормоза поршни главного тормозного цилиндра начинают перемещаться, рабочими кромками манжет перекрывают компенсационные отверстия, камеры и бачок разобщаются и начинается вытеснение тормозной жидкости.
В верхней половине корпуса бачка установлен датчик 4 уровня тормозной жидкости. При падении уровня жидкости ниже допустимого в комбинации приборов загорается сигнальная лампа неисправного состояния тормозной системы.
Вакуумный усилитель 5 (см. рис. 2), установленный между механизмом педали и главным тормозным цилиндром, при торможении создает за счет разрежения во впускной трубе двигателя через шток и поршень первой камеры главного цилиндра дополнительное усилие, пропорциональное усилию от педали
В шланге, соединяющем вакуумный усилитель с впускной трубой, установлен обратный клапан. Он удерживает разрежение в усилителе при его падении во впускной трубе и препятствует попаданию топливовоздушной смеси в вакуумный усилитель.
Рис. 3. Тормозной механизм заднего колеса:
1 – передняя тормозная колодка; 2 – щит тормозного механизма; 3 – распорная планка; 4 – верхняя стяжная пружина; 5 – рабочий цилиндр; 6 – оттяжная пружина распорной планки; 7 – задняя тормозная колодка; 8 – опорная стойка; 9 – разжимной рычаг привода стояночного тормоза; 10 – трос привода стояночного тормоза; 11 – нижняя стяжная пружина; 12 – пружина механизма регулировки зазоров; 13 – клин механизма регулировки зазоров
Тормозной механизм заднего колеса барабанный, с автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном. Тормозные колодки 1 и 7 (рис. 3) приводятся в действие одним гидравлическим рабочим цилиндром 5 с двумя поршнями. Оптимальный зазор между барабаном и колодками поддерживается механическим регулятором, состоящим из клина 13, распорной планки 3 и пружины 12. По мере износа накладок колодок пружина 12 оттягивает клин 13 в увеличивающийся зазор между пазом распорной планки и ребром передней колодки, компенсируя этот зазор.
Стояночный тормоз, приводимый в действие механически, состоит из рычага, установленного на основании кузова между передними сиденьями, переднего троса с регулировочным устройством и уравнителем, к которому присоединены два задних троса. Наконечники задних тросов соединены с разжимными рычагами тормозных механизмов задних колес. Разжимные рычаги воздействуют на задние тормозные колодки 7 после упора передних колодок 1 в тормозной барабан через распорную планку 3.
Трос 10 стояночного тормоза, натягиваясь, поворачивает разжимной рычаг 9 и через распорную планку прижимает переднюю колодку к тормозному барабану. Получив жесткий упор о распорную планку, разжимной рычаг прижимает к тормозному барабану заднюю колодку. После опускания рычага стояночного тормоза колодки отходят от барабана под действием стяжных пружин 6 и 11.
Стояночный тормоз не требует особого ухода.
Антиблокировочная система тормозов (ABS) состоит из датчиков частоты вращения колес, выключателя стоп-сигналов, гидроэлектронного блока управления и сигнальной лампы. Кроме того, антиблокировочная система оборудована системой самодиагностики, выявляющей неисправности ее компонентов, и предусматривает функции поддержания работы при отказах системы.
ABS служит для регулирования давления в тормозных механизмах всех колес при торможении в сложных дорожных условиях, что предотвращает блокировку колес.
Система ABS обеспечивает следующие преимущества:
- объезд препятствий с более высокой степенью безопасности, в том числе и при экстренном торможении;
- сокращение тормозного пути при экстренном торможении с сохранением курсовой устойчивости и управляемости автомобиля, в том числе и в повороте.
Рис. 4. Гидроэлектронный блок управления
Гидроэлектронный блок управления (модуль) ABS (рис. 4) получает информацию о скорости движения автомобиля, направлении движения и дорожных условиях от датчиков частоты вращения колес. После включения зажигания модуль ABS подает напряжение на датчики, в которых используется эффект Холла. Датчики генерируют выходной сигнал в виде прямоугольных импульсов. Сигнал изменяется пропорционально частоте вращения импульсного кольца датчика, встроенного в уплотнение подшипника передней ступицы и непосредственно в заднюю ступицу.
На основе этой информации гидроэлектронный блок управления определяет оптимальный режим торможения колес. Подробно режимы работы антиблокировочной системы описаны в разделе сайта - Системы безопасности (см. Антиблокировочная система).
Для диагностики и ремонта антиблокировочной системы тормозов требуются специальное оборудование и оснастка, поэтому в случае выхода ее из строя обращайтесь на специализированную станцию технического обслуживания.
Гидравлическая система тормозов объединена в единое целое металлическими трубками и шлангами. Система заполнена специальной тормозной жидкостью DOT-4.
Порядок замены тормозной жидкости описан в подразделе Замена тормозной жидкости в гидроприводе тормозов.
Полезный совет
Некоторые водители, стремясь поменьше изнашивать тросы стояночного тормоза, стараются реже им пользоваться.
Такая «экономия» приводит к обратному результату: трос, редко перемещаясь в оболочке, постепенно теряет подвижность, его заклинивает, в результате трос обрывается. Поэтому пользуйтесь стояночным тормозом во всех случаях, когда это необходимо.
Свободный ход педали тормоза при неработающем двигателе должен быть примерно 1,0–8,0 мм. Слишком малый свободный ход свидетельствует о неправильной начальной установке педали тормоза или заедании рабочего цилиндра, обусловливает повышенный расход топлива и ускоренный износ тормозных колодок. Слишком большой свободный ход – признак сверхнормативных зазоров в механизме педали или нарушения герметичности гидропривода тормозной системы. Если свободный ход уменьшается при неоднократном нажатии на педаль, т.е. она становится «жестче», в системе воздух. Если полный ход педали начинает увеличиваться, система негерметична.
Если при торможении педаль тормоза всегда начинает вибрировать, вероятнее всего, покороблены тормозные диски. К сожалению, в такой ситуации их надо только менять, причем сразу оба. Периодически появляющаяся и исчезающая вибрация педали при резком торможении автомобиля, оснащенного антиблокировочной системой тормозов, сопровождает работу этой системы и не является признаком неисправности.
Если при торможении машину начинает тянуть в сторону, проверьте рабочие цилиндры: возможно, потребуется их замена.
Если в передней подвеске появился стук, пропадающий при торможении, проверьте затяжку направляющих пальцев суппорта. После замены тормозных колодок до начала движения обязательно несколько раз нажмите на педаль тормоза – поршни в рабочих цилиндрах должны встать на место.
Таблица 1. Возможные неисправности тормозной системы, их причины и способы устранения
Причина неисправности | Способ устранения |
Увеличенный рабочий ход педали тормоза | |
Утечка тормозной жидкости из рабочих тормозных цилиндров | Замените вышедшие из строя рабочие тормозные цилиндры, промойте и просушите колодки, диски и барабаны |
Воздух в тормозной системе | Удалите воздух, прокачав систему |
Повреждены резиновые уплотнительные кольца в главном тормозном цилиндре | Замените цилиндр в сборе |
Повреждены резиновые шланги гидропривода тормозов | Замените шланги и прокачайте систему |
Повышенное биение тормозного диска (более 0,1 мм) | Прошлифуйте или замените диск, если толщина тормозных дисков передних колес менее 19,0 мм |
Недостаточная эффективность торможения | |
Замасливание накладок колодок тормозных механизмов | Промойте и просушите колодки |
Заклинивание поршней в рабочих цилиндрах | Устраните причины заклинивания, поврежденные детали замените |
Полный износ накладок тормозных колодок | Замените тормозные колодки |
Перегрев тормозных механизмов | Немедленно остановитесь и дайте остыть тормозным механизмам |
Применение низкокачественных колодок | Применяйте оригинальные колодки или продукцию фирм, специализирующихся на выпуске деталей тормозных систем |
Нарушение герметичности одного из контуров (сопровождается провалом педали тормоза) | Замените поврежденные детали, прокачайте систему |
Нарушение регулировки педали тормоза (расстояние от площадки педали до пола меньше нормы) | Отремонтируйте тормозную систему |
Нарушение регулировки штока вакуумного усилителя тормозов | Обратитесь в сервис для регулировки усилителя |
Нарушения в работе антиблокировочной системы тормозов | Обратитесь в сервис для проверки антиблокировочной системы тормозов |
Неполное растормаживание всех колес | |
Отсутствует свободный ход педали тормоза | Замените главный тормозной цилиндр |
Увеличено выступание штока вакуумного усилителя тормозов | Обратитесь в сервис для регулировки усилителя |
Разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра вследствие попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п. | Промойте и прокачайте всю систему гидропривода, замените резиновые детали |
Заклинивание поршней главного цилиндра | Проверьте и при необходимости замените главный цилиндр |
Притормаживание одного колеса при отпущенной педали | |
Излом или ослабление стяжной пружины колодок тормозного механизма заднего колеса | Замените пружину |
Заедание поршня в рабочем цилиндре вследствие загрязнения или коррозии корпуса | Замените рабочий цилиндр и прокачайте систему гидропривода тормозов |
Разбухание уплотнительных колец рабочего цилиндра из-за попадания в жидкость посторонних примесей | Замените рабочий цилиндр и прокачайте гидропривод тормозов |
Нарушение положения суппорта тормозного механизма переднего колеса относительно тормозного диска при ослаблении болтов крепления | Затяните болты крепления, при необходимости замените поврежденные детали |
Неправильная регулировка стояночной тормозной системы | Отрегулируйте стояночную тормозную систему |
Нарушения в работе антиблокировочной системы тормозов | Обратитесь в сервис для проверки антиблокировочной системы тормозов |
Занос или увод автомобиля в сторону при торможении | |
Заклинивание поршня рабочего цилиндра | Проверьте и устраните заедание поршня в цилиндре |
Закупоривание какой-либо трубки вследствие вмятины или засорения | Замените или прочистите трубку |
Загрязнение или замасливание дисков, барабанов и накладок тормозных колодок | Очистите детали тормозных механизмов |
Нарушены углы установки колес | Отрегулируйте углы установки колес |
Разное давление в шинах | Установите необходимое давление в шинах |
Не работает один из контуров тормозной системы (сопровождается снижением эффективности торможения) | Замените поврежденные детали и прокачайте систему. Если это не приведет к желаемому результату, обратитесь в сервис для проверки антиблокировочной системы тормозов |
Увеличенное усилие на педали тормоза при торможении | |
Неисправен вакуумный усилитель | Замените усилитель |
Поврежден шланг, соединяющий вакуумный усилитель и впускную трубу двигателя, или ослаблено его крепление | Замените шланг |
Разбухание резиновых уплотнителей цилиндров из-за попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п. | Замените цилиндры, промойте и прокачайте систему |
Писк или вибрация тормозов | |
Замасливание фрикционных накладок | Зачистите накладки металлической щеткой с применением теплой воды с моющим средством. Устраните причины попадания жидкости или смазки на тормозные колодки |
Износ накладок или инородные включения в них | Замените колодки |
Чрезмерное биение или неравномерный износ (ощущается по вибрации педали тормоза) тормозного диска | Прошлифуйте или замените диск, если толщина тормозных дисков передних колес менее 19,0 мм |